В ходе проверок выяснилось, что некоторые плееры по уровню звука достигают 120 децибел, что сравнимо с шумом, издаваемым взлетающим реактивным самолетом. При этом производители MP3-плееров лишь в инструкциях напоминают о риске для здоровья, который связан с громким звуком. Влияние шума на организм человека То, что шум отрицательно влияет на здоровье человека, известно, пожалуй, всем. Многие из нас испытали его отрицательное воздействие на себе. Но, как правило, мы реагируем только на нерегулярные или очень громкие звуки. Монотонный непрекращающийся шум, сопровождающий жизнь большинства современных горожан, остается за пределами нашего сознания. Таково свойство психики, защищающей нас от постоянно действующих раздражителей. Однако это не уменьшает вредоносности шумового воздействия, травмирующего и разрушающего наш организм. Доказано, что люди, вынужденные работать в условиях избыточного шума, а также те, кто по иным причинам подвержен воздействию высоких шумовых нагрузок, в большей степени, чем все остальное население, страдают от гипертонии и ишемической болезни сердца. У них наблюдается снижение слуха, повышенная нервозность, головные боли, головокружение, ухудшение памяти, повышенная утомляемость, недостаток аппетита, боли в ушах; развивается бессонница. Повышенный уровень шума вызывает стресс, стимулирует агрессию и иные проявления антисоциального поведения. Он становится причиной снижения работоспособности человека и производительности труда (показано, что если производится тонкая работа, увеличение уровня звука с 70 до 90 дБА вызывает снижение производительности труда на 20%). Кроме того, наблюдается увеличение числа несчастных случаев на работе. Отметим, что шкала измерения интенсивности уровня звука в децибелах – логарифмическая, поэтому изменение уровня звука на 10 дБА на деле означает десятикратное увеличение давления звука. Звук громкостью в 90 дБА в 10 раз мощнее, чем звук громкостью в 80 дБА. Основным источником шума в городе является автотранспорт, за ним следуют строительные и производственные площадки, авиа- и железнодорожный транспорт. Однако не меньше беспокойства горожанам доставляют шумные соседи, в любое время дня и ночи включающие громкую музыку или ведущие беспрерывный ремонт. Влияние громких звуков на слух Неумолчный и громкий шум называют второй по частоте причиной нарушений слуха у современного человека (первая – естественное старение организма). А нарушения слуха – это не только снижение способности воспринимать звуки на нормальном уровне, зачастую оно выражается в том, что человек перестает воспринимать звуки определенной частоты звукового спектра из-за чего, например, с трудом способен разобрать, что говорит теледиктор. Шумовое воздействие становится причиной повреждения органов внутреннего уха человека (улитки), вследствие чего происходит необратимое снижение слуха. Громкие звуки определенной частоты травмируют клетки слуховых волосков (стереоцилий) улитки, которые отвечают за восприятие соответствующих звуковых волн, поэтому способность воспринимать звуки, идущие на этих частотах, уменьшается. Заметим, что ушная раковина двадцатикратно усиливает давление звуковых волн, достигающих внутреннего уха, поэтому громкие звуки любой частоты отрицательно влияют на качество слуха в целом. Непродолжительное воздействие очень громких звуков приводит к временному снижению слуховой активности. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если человек подвергается шумовому воздействию постоянно, происходит постепенно снижение порога слышимости, и человек глохнет. Сначала происходит снижение восприятия звуков, идущих на высоких частотах – от 4 тысяч Гц. Затем начинают хуже восприниматься и звуки более низких частот (интересно, что та же последовательность снижения слуха характерна и в случае естественных возрастных изменений восприятия звуков). Весьма неблагоприятное воздействие на слух оказывает привычка к многочасовому прослушиванию громкой музыки через наушники. Музыкальными плеерами с наушниками пользуются, в основном, молодые люди, которые любят включать их на полную громкость. Учитывая, что максимально достижимая громкость современного плеера варьируется от 100 до 115 децибел, становятся понятно, какой опасности они себя подвергают. Ученые утверждают, что регулярное и длительное (более 90 минут в день) использование музыкального плеера может привести к частичной или полной потере слуха. Влияние метро на слух пассажиров Ежедневно толпы горожан спускаются под землю, чтобы провести от 0,5 до 2 часов в вагонах метро. Ученые Колумбийского университета (США), задумались, каким образом шум в метро и на остановках городского общественного транспорта влияет на здоровье тех, кто им пользуется. Они провели замеры уровней звука на станциях и в вагонах нью-йоркской подземки, а также на городских остановках. Выяснилось, что средний уровень звука на платформе метро составляет 86 ± 4 дБА, самый высокий зафиксированный уровень звука составлял 106 дБА, более половины всех измерений показали уровень звука более 85 дБА, десятая часть – свыше 90 дБА. При этом наибольший уровень шума наблюдался на пересадочных станциях. Внутри вагонов уровень звука достигал 112 дБА, среднее же значение равнялось 94,9 дБА. Уровень шума на автобусных остановках, в среднем, оказался ниже, чем на станциях метрополитена и составил 84,1 дБА (при максимальном уровне в 89 дБА). Наиболее шумными были остановки на улицах с интенсивным дорожным движением, а также те, рядом с которым проезжали мусорные машины и машины со включенной спецсигнализацией. Авторы исследования напоминают, что ежедневное тридцатиминутное пребывание в метро под воздействием шума в 90 дБА (эквивалентное восьмичасовому пребыванию в среде с шумом в 78 дБА) в течение 5 дней в неделю может привести, в среднем, к потере 4 дБ слуха на частоте в 4 кГц, а ежедневное тридцатиминутное пребывание под воздействием звука в 100 дБА (эквивалентное восьмичасовому пребыванию в среде с шумом в 88 дБА) – в среднем, к потере 16 дБ слуха на частоте в 4 кГц. Потеря слуха всего на 10 дБ на диапазоне частот в 2-4 кГЦ может влиять на способность воспринимать человеческую речь. Чтобы уменьшить неблагоприятное влияние шума метрополитена на слух горожан, авторы рекомендовали городским властям принять необходимые меры – использовать звукоизолирующие и виброгасящие материалы и улучшать техобслуживание подвижного состава. Тем же, кто регулярно пользуется метро необходимо применять устройства для защиты органов слуха - (антифоны, заглушки), которые способны уменьшить уровень звука, достигающего внутреннего уха до 33 дБ. При этом, помещать в слуховые каналы вату или другие аналогичные материалы, не рекомендуется, так как они снижают уровень звука очень незначительно. Громкость звука. Уровень шума и его источники Физическая характеристика громкости звука - уровень звукового давления, в децибелах (дБ). «Шум» - это беспорядочное смешение звуков. Звуки с низкой и высокой частотой кажутся тише, чем среднечастотные той же интенсивности. С учётом этого, неравномерную чувствительность человеческого уха к звукам разных частот модулируют с помощью специального электронного частотного фильтра, получая, в результате нормирования измерений, так называемый эквивалентный (по энергии, "взвешенный") уровень звука с размерностью дБА (дБ(А), то есть - с фильтром "А"). Человек может слышать звуки громкостью от 10-15 дБ и выше. Максимальный диапазон частот для человеческого уха - от 20 до 20 000 Гц. Лучше слышен звук с частотой 3-4 КГц (обычен в телефонах и по радио на СВ и ДВ диапазонах). С возрастом, воспринимаемый на слух звуковой диапозон сужается, особенно для высокочастотных звуков, уменьшаясь до 18 килогерц и менее. В случае отсутствия на стенах помещений звукопоглощающих материалов (ковров, специальных покрытий), звук будет громче из-за многократного отражения (реверберации, то есть - эха от стен, потолка и мебели), что увеличит уровень шума на несколько децибел. Максимально допустимые уровни звука (LАмакс, дБА) - больше "нормальных" на 15 децибел. Например, для жилых комнат квартир допустимый постоянный уровень звука в дневное время - 40 децибелов, а временный максимальный - 55. Неслышный шум - звуки с частотами менее 16-20 Гц (инфразвук) и более 20 КГц (ультразвук). Низкочастотные колебания в 5-10 герц могут вызывать резонанс, вибрацию внутренних органов и влиять на работу мозга. Низкочастотные акустические колебания усиливают ноющие боли в костях и суставах у больных людей. Источники инфразвука: автомобили, вагоны, гром от молнии и т.д. Высокочастотные колебания вызывают нагрев тканей. Эффект зависит от силы звука, расположения и свойств его источников. На рабочих местах предельно допустимые эквивалентные уровни звука для прерывистого шума: максимальный уровень звука не должен превышать 110 дБА, а для импульсного шума - 125 дБАI. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с уровнями звукового давления свыше 135 дБ в любой октавной полосе. Шум, издаваемый компьютером, принтером и факсом в комнате без звукопоглощающих материалов - может превышать уровень 70 db. Поэтому не рекомендуется размещать много оргтехники в одном помещении. Слишком шумное оборудование должно выноситься за пределы помещения, где располагаются рабочие места. Снизить уровень шума можно, если использовать шумопоглощающие материалы в качестве отделки помещения и занавески из плотной ткани. Помогут и противошумные бируши для ушей. При возведении зданий и сооружений, в соответствии с современными, более жесткими требованиями звукоизоляции, должны применяться технологии и материалы, способные обеспечить надёжную защиту от шума. Для пожарной сигнализации: уровень звукового давления полезного аудиосигнала, обеспечиваемый оповещателем, должен быть не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя и не более 120 dba в любой точке защищаемого помещения (п.3.14 НПБ 104-03). Сирена большой мощности и корабельный ревун - давит больше 120-130 децибел. Спецсигналы (сирены и "крякалки" - Air Horn), устанавливаемые на служебном транспорте, регламентируются ГОСТ Р 50574 - 2002. Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звук. сигнала, на расстоянии 2 метра по оси рупора, должен быть не ниже: 116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства; 122 дБА - при установке излуч-ля в подкапотное пространство автотранспорта. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц. Продолжительность цикла - от 0,5 до 6,0 с. Клаксон гражданского автомобиля, согласно ГОСТ Р 41.28-99 и Правил ЕЭК ООН №28, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 децибел. Такого порядка максимально допустимые значения - и для автосигнализации. Если городской житель, привыкший к постоянному шуму, окажется на некоторое время в полной тишине (в сухой пещере, например, где уровень шума - менее 20 db), то он вполне может испытать депрессивные состояния вместо отдыха. [i]
|