Четверг, 28.11.2024, 19:21
Windows 7
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Блог Регистрация Вход
Меню сайта

Это интересно

Онлайн синтезатор

Пожаловаться

Экзамен ПДД онлайн

У Вас есть долги?

Услуга платная

Праздники
Праздники сегодня

Анекдот

Обратная связь

Наш опрос
Какой ОС Вы пользуетесь
Всего ответов: 316

Архив записей

Главная » 2011 » Февраль » 13 » Процессуальный поединок или как общаться с инспектором ГАИ
05:16
Процессуальный поединок или как общаться с инспектором ГАИ


Любой из владельцев автомобиля хоть раз да выяснял отношения с инспектором ГАИ. Часто при таких встречах преобладают эмоции. А нужен профессиональный разговор — процессуальный поединок, подразумевающий особые приёмы и методы, отражённые в современном законодательстве. Ведь речь идёт о защите прав гражданина России!

Книга, надеемся, станет учебным пособием слушателей автошкол и водительских курсов, студентов юридических факультетов. И, конечно же, она для вас, водитель. Книга поможет вам в любой дорожной ситуации, защитит от несправедливых обвинений, научит вести себя умно и грамотно.

ВАС ОСТАНОВИЛИ В ПУТИ

Сотни машин, целые колонны их движутся по автотрассам. Этот стремительный поток кажется неудержимым. Но вот в какой-то точке происходит сбой, нарушение гармонии. Это инспектор ГАИ взмахнул неумолимым жестом и остановил машину. Вашу машину! Вы оказываетесь один на один с мощным механизмом государственной автоинспекции в лице инспектора. Это неотвратимо, от того не застрахован ни один водитель.

Действующее законодательство в последнее время серьёзно усилило административную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Что ж, число автодорожных происшествий говорит в пользу такого решения.

В законодательстве присутствуют такие репрессивные меры, как арест водителя на пятнадцать суток (ст.165 КоАП РСФСР), задержание (а по существу, несанкционированный арест) транспортного средства на неопределённый срок, изъятие водительского удостоверения на срок до уплаты штрафа. Повсеместно практикуется направление водителей на так называемую «переэкзаменовку», что является, наряду с лишением водительских прав, назначением второго, несуществующего в законодательстве РФ наказания.

А что делать, если претензии инспектора ГАИ, на ваш взгляд, необоснованны? Ведь с этим явлением приходится сталкиваться постоянно. Может даже создаться впечатление, что диктат узковедомственных интересов ГАИ не оставляет водителю никакой возможности спокойно ездить по дорогам России, а фигура инспектора вырастает до размера как минимум удельного князя.

Однако, во всём мире есть достаточно эффективное средство борьбы за права человека и гражданина с нарушителями закона в правоприменительных структурах. Это — знание законодательства, умелое его применение, спокойствие и выдержка в процессуальном поединке с любыми должностными лицами. Поединок в юридической и социологической литературе потому и называется процессуальным, что в этой борьбе применяются особые приёмы и методы: допросы, обжалования, опротестования, которые отражены в специальных разделах законодательства.

ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕБЯ НЕВИНОВНЫМ

Главный критерии современного законодательства состоит в следующем: вина любого гражданина — обвиняемого ли в убийстве, хищении или проезде перекрёстка на красный сигнал светофора должна быть доказана всесторонне и полно. Сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Это и есть известный принцип презумпции невиновности, закреплённый в ст. 49 Конституции РФ.

Сотрудники прокуратуры, уголовного розыска, Министерства безопасности хорошо осведомлены о многоступенчатости процесса, в него входят: дознание, следствие, суд первой инстанции, кассационное обжалование, участие защитника и т.д. Поэтому они стараются добыть кирпичики улик, свидетельских показаний, многочисленных экспертиз и очных ставок. Из этих кирпичиков постепенно строится Здание доказательств. Крепкое или шаткое, но это здание можно увидеть и проверить на прочность.

Иное дало сотрудники ГАИ. Они считают, что их мнение, порой никакими доказательствами не подкреплённое, и есть исчерпывающее основание для наказания водителя. Как правило, должностные лица Госавтоинспекции затрудняют себя ответом на самый простой вопрос: «Какие доказательства вины водителя имеются, кроме голословного утверждения инспектора (изложенного в протоколе, рапорте, сделанного в устной форме)?»

Но, чтобы такой вопрос задать и выявить в дальнейшем нарушения Закона инспектором (если таковые имеются), необходимо наряду со знанием законодательства уметь и применять его на практике. Сегодня мы рассказываем о некоторых приёмах защиты прав и законных интересов граждан, в данном случае — водителей.

Итак, ситуация первая. Вы в качестве водителя управляете транспортным средством. Неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ или напротив, видите сотрудника, но не слышите свистка. Смело, строго по правилам, продолжайте движение в соответствии с правилами, так как требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения (приказ МВД РФ N6 от 10.01.1994г. п.8.3.).

Другая ситуация. Знак жезлом и свисток однозначно относятся к вам. Включаете указатель поворота и плавно прируливаете к тротуару иди обочине, пропуская транспорт, движущийся в попутном направлении ( п.8. 1, п.8.4 Правил дорожного движения).

Остановившуюся машину и инспектора отделяют десять — двадцать метров. Необходимо ли сдавать задним ходом? Может быть, выйти из машины и приблизиться к инспектору? Выбирайте сами: это Ваше право, но не обязанность. Строго говоря, инспектор должен подойти и назвать фамилию, должность, подраздаление, где он работает, а также объяснить причину задержания на основании глав 4 и 8 Приказа МВД РФ от 10.01.94. N6. То, что на языке водителей называется «остановил», на языке юристов называется «задержал».

Первый совет: если вы чувствуете себя правым, встречайте инспектора с блокнотом в одной руке и авторучкой в другой. Выделите для них определённое место в перчаточном ящике и всегда возите с собой. Канцелярские принадлежности пригодятся и в другом случае (записать объявление, номера телефонов и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) номера согласно п.2.5.4. вышеупомянутого приказа N6. Отсутствие жетона должно вызвать у вас недоверие. Это нарушение инструкции инспектора часто объясняют так: «Отломалась булавка, на которой он крепится», и достают знак из кармана. Обязательно попросите сотрудника ГАИ предьявить Вам служебное удостоверение. Он не имеет права дать Вам его в руки, но обязан предьявить и предоставить возможность переписать данные (п.8.8. приказа МВД РФ N6). Таким образом. Вы будете точно знать, с кем имеете дело, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться, и постарается откровенно закон не нарушать. Как минимум, он объяснит, в чём выражаются его претензии. Когда придраться уж совсем не к чему, может быть пущен в ход последний довод: «Вы не пристёгнуты ремнем безопасности». На это есть резонный ответ: «Ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнулся только что, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы достать документы. В остановившейся машине и водитель, и пассажир не обязаны быть пристёгнуты.»

Часто инспектор, видя уверенность водителя и знание им закона, отказывается в устной форме от обвинения. Это его право. Это — умный инспектор. Пожелайте ему всего доброго. Однако есть сотрудники, которые любят писать. Хотя утверждают, что план по протоколам не имеют. Они составляют протоколы по любому поводу, чаще всего они требуют, чтобы водитель пересел в патрульную машину, (варианты: проследовал в пикет, в «стакан» и т.п.), но это, опять же, Ваше право, но не обязанность. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции составит протокол задержания в соответствии со ст.240 КоАП РСФСР. Протокол задержания не следует путать с административным протоколом, где указываем, в каком деянии гражданин обвиняется. Задержание производится в исключительных случаях. Основанием для него могут быть: отсутствие документов, подозрение в угоне, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, неисправности т/с, эксплуатация незарегистрированного т/с и т.п. (п.4.3.4 приказа N6).

Согласно ст.242 КоАП РСФСР срок административного задержания не может превышать трёх часов. Вот почему в таких ситуациях важно потребовать при составлении протокола указать в нём время составления, иначе Вас будут катать по городу, скажем, всю ночь: из отделения милиции в наркологический диспансер, потом в отдаление ГАИ и т.д. После составления протокола с указанием времени сотрудники милиции будут чаще поглядывать на часы. Согласно ст.240 КоАП РСФСР по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учёбы. Поэтому используйте любую возможность, чтобы из ближайшего телефона-автомата позвонить родным, близким, сослуживцам. Можно передать записку с прохожим или водителем попутной машины. Почему это важно сделать в случае затягивания конфликта? Приезд ваших знакомых на трассу или в отделение обезопасит вас от злоупотреблений со стороны должностных лиц. Кроме того, сейчас повсеместно в различных делах на самых ранних стадиях практикуется участие адвоката, вам никто не может запрещает произнести всем известную по западным фильмам фразу: «Без моего адвоката я слова не скажу».

Максимальный срок задержания — три часа — вам грозит в исключительных случаях, на составление обычного административного протокола достаточно, на наш взгляд, 10-15 минут.

НА ВАС СОСТАВЛЕН АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОТОКОЛ

Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 235 КоАП РСФСР. В этом протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место и время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя.

Давать объяснения, подписывать протокол — это право водителя, а не обязанность. Поэтому можно дать такой совет: внимательно прочтите набранную типографским способом строчку «Подпись нарушителя». Слово «нарушителя» зачеркните и напишите сверху слово «водителя». В этом есть большой смысл. Вы подчёркиваете, что виновным себя не признаете, а нарушителем вас может признать в конечном итоге только суд. Обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите: «не согласен». При разборе жалобы в любой инстанции будет ясно, что вы с первых минут несогласны с оценкой ваших действий инспектором, с бездоказательным обвинениями. Кроме того, инспектор, составивший протокол в соответствии со ст.236-1 КоАП РСФСР, обязан вручить копию административного протокола, поэтому будьте внимательны, смотрите, за что расписываетесь в протоколе, а также требуйте адвоката для защиты в соответствии со ст.247 КоАП РСФСР.

Недобросовестные сотрудники милиции порой утверждают,что подпись гражданина под протоколом есть признание им своей вины. Это грубое нарушение закона, а по существу — возврат к так называемым «бериевским» методам дознания и следствия. Подписание протокола лицом, которое подозревается или обвиняется в том или ином административном правонарушении, означает лишь одно: это лицо ознакомлено с содержанием протокола, оно поставлено в известность, о каких действиях (или бездействии) и о нарушении какого нормативного акта в нём говорится. Подписание протокола вовсе не означает согласия гражданина с его содержанием.

КТО ВАШИ СВИДЕТЕЛИ?

Типичным нарушением прав граждан является отказ сотрудника милиции вписать в раздел протокола «Свидетели» данные пассажиров. Любимое изречение инспектора при этом: «Пассажиры — не свидетели, а заинтересованные лица». Давайте зададимся вопросом: могут ли жена, тёща, кум, сват, брат, сосед, сослуживец быть свидетелем в уголовном или гражданском деле, административном производстве? Без сомнения, да. Специальная ст. 251 КоАП РСФСР «Свидетели» гласит: «В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу». Почти полностью повторяет её статья 72 Уголовного процессуального Кодекса РСФСР «Лица, вызванные в качестве свидетелей». Аналогично звучит и ст.61 Гражданско-процессуального Кодекса РСФСР «Свидетельские показания»: «Свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу». В комментарии к этой статье подчёркнуто, что в качестве свидетелей могут выступать граждане, находящиеся в родственных, дружеских,

неприязненных и иных отношениях с лицами, участвующими в деле. Указанные обстоятельства учитываются судом при оценке достоверности свидетельских показаний.

Таким образом, только суд даёт оценку свидетельским показаниям, а инспектор должен быть добросовестным регистратором. Он обязан внести в протокол данные всех пассажиров и внимательно проследить за этим при подписании протокола. Если этот аспект упускается, то можно столкнуться с таким явлением.

Приходит водитель в ГАИ или отдаление милиции, а ему показывают написанные на чистых листах бумаги показания других водителей или пешеходов: один, якобы, менял в отделении проколотое колесо, другой гулял с собакой, влюблённая парочка целовалась в подъезде, из которого видна была улица… Примеры можно продолжать. Все эти «свидетели» пишут, что видели нарушение. И есть причины, по которым они не были занесены в протокол, а явились в отделение спустя некоторое время по «собственной инициативе». В таком случае есть все основания заявить ходатайство о вызове этих «свидетелей» на рассмотрение административного дела, а также просить прокуратуру и вышестоящее милицейское начальство, в первую очередь инспекцию по личному составу проверить за два минувших года протоколы и другую документацию, составленную этим инспектором и его коллегами по смене и отделению. Глядишь, подобные «свидетели» выявятся при других конфликтах.

Когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет «подставных» свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», что предполагает ответственность за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Свидетели в машине (в нашем примере) были, а в протоколе этот факт не отражён, и получилось, что свидетелей не было. И наоборот. Свидетелей обвинения в действительности не было, но по воле инспектора они откуда-то появились. И в том, и в другом случае инспектор внёс в протокол — официальный документ — заведомо ложные сведения, тем самым совершил служебный подлог.

Рассмотрим типичный пример. Инспектор останавливает машину, подходит к ней и говорит: «Вы ехали со скоростью 100 километров в час.» А водитель заявляет: «Я ехал всего лишь 60 километров в час.». Инспектор предлагает посмотреть на цифры в окошечке радара. Но ведь пока он шёл от патрульной машины к вашей, а потом назад, мимо пронеслось несколько машин. Где доказательства, что скорость на радаре была замерена только что, а не минуту, час, день назад?

Данный прибор — более чем сомнительный источник доказательств. Обвинению нужны как минимум два свидетеля, которые подтвердят, что показания прибора относятся именно к вашему автомобилю.

Попробуйте приобщить к делу показания радара. Ничего не получится. Не снимают с него показания. Таково качество прибора. Пробор не может был, использован, если он не прошёл технический годовой осмотр.

Здесь мы снова вынуждены вернуться к вопросу о свидетелях и ответить на вопрос: а могут ли быть свидетелями сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья?

Один из основополагающих принципов юриспруденции: запрещая совмещение процессуальных функций. Это значит, что и милиционер, и следователь, ведущий дело, и прокурор, осуществляющий надзор, и судья, рассматривающий дело в суде любой инстанции, по тому делу свидетелями быть не могут.

То же самое относится и к сотруднику милиции. Однако часто бездоказательное обвинение инспектор или его начальник пытается прикрыть ссылкой на Закон «О милицию». Действительно, в ст. 26 этого Закона «Показания сотрудника милиции» сказано: «Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в утановленном законом порядке».

Из текста этой статьи ясно, что сами по себе показания сотрудника милиции — не есть исчерпывающее и безусловное доказательство вины гражданина. Нужны и другие доказательства: показания свидетелей, заключения экспертов, фотографии, кадры киносъёмки и т.д.

Кроме того, эта статья относится к тому сотруднику милиции, который проходил, проезжал мимо, что-либо видел, слышал. Суд может признать свидетелем, в крайнем случае, второго члена патрульной машины, наряда. Тот же, кто от своего имени составляет протокол и обвиняет, — это представитель дознания, обвинения (можно спорить о терминологии), чего угодно, но только - не свидетель.

Учитывая это и опираясь на уже упоминавшийся принцип презумпции невиновности, советуем: При конфликте с инспектором не сочиняйте легенды. В данном случае правомерна фраза: «Я ни в чём не собираюсь оправдываться».

НЕ ОПРАВДЫВАЙТЕСЬ

Один из аспектов принципа презумпции невиновности состоит в том, что инспектор, начальник отделения, следователь должен доказать вину гражданина, а последний не должен доказывать свою невиновность, не должен оправдываться, выкручиваться, сочинять легенды, версии. Приведём примеры.

Вы выходите из магазина, министерства, фирмы, здания вокзала, аэропорта. Не успеваете вставить ключ в дверцу автомобиля, а инспектор тут как тут: «Вы поставили машину под запрещающим знаком». Так и хочется сказать: помилуйте, я только что прилетел. Правила стоянки нарушил кто-то из встречающих. Или: Мне ключи и документы передали в министерстве (магазине,фирме). Почему я должен отвечать за водителя, который управлял транспортным средством до меня?»

Другой пример. В начале переулка, улицы висит знак «Въезд запрещён», а в конце этого переулка — милицейская засада. Невольно приходят в голову слова: «Я не проезжал на запрещающий знак. Я выехал из арки, из двора, из гаража в середине переулка, и знака, следовательно, не видел».

Прислушайтесь к совету: не оправдывайтесь. Завтра не будет у вас ни арки, ни гаража, а, стало быть, аргументов для оправдания. Приучайтесь говорить лаконично и строго по Закону: «Я не собираюсь оправдываться и ничего доказывать. Я вас, товарищ инспектор, прошу доказать, что я поставил машину в неположенном месте, что это именно я проехал на «кирпич». Прошу вас предоставить неопровержимые доказательства моей вины или отказаться от обвинения». Такое заявление — кратчайший путь к процессуальной победе.


ЖАЛОБА
Подача жалобы приостанавливает, как правило, исполнение приговора, решения, постановления.
Итак, инспектор остановил вас, изъял водительское удостоверение и наложил штраф, или никакого постановления не вынес, но протокол оформил. Вам вменяется деяние, за которое могут лишить права управления транспортными средствами. Что делать?
Прежде всего, учесть: в вашем распоряжении есть десять дней. За это время необходимо подать жалобу, которая автоматически приостанавливает исполнение любого постановления. Кроме того, на срок до рассмотрения жалобы вам обязаны продлить временное разрешение на управление транспортным средством. Напоминаем, что любой документ, а жалобу в особенности, необходимо посылать заказным письмом с уведомлением. Но лучше всего найти время, подъехать к начальнику районного ГАИ и вручить, ему жалобу под расписку на втором экземпляре. Часто сам факт подачи жалобы водителем подталкивает начальника к отмене постановления инспектора. Кому охота ходить по судам? Но начальник может и отказать вам, в устной форме. Не беда, настаивайте на регистрации. Возникает вопрос: десять дней пролетят очень быстро, а рядом может не оказаться специалиста по административному законодательству. В таких случаях пишется так называемая малая (краткая) жалоба. Вот её примерный текст:
Начальнику такого-то ГАИ
От Иванова Ф.Т., проживающего по адресу:

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу отменить постановление от 10 октября с.г., вынесенное инспектором Петровым В.О. Виновным себя ни в чём не признаю. Вину водителя считаю не доказанной. Постановление считаю незаконным и необоснованным. Прошу незамедлительно возвратить изъятое у меня водительское удостоверение.
Подробная жалоба будет подана после ознакомления со всеми материалами дела моим адвокатом.
С уважением, Иванов Ф.Т.
Дата:

Допустим, начальник ГАИ отказал вам и оставил в силе постановление инспектора. Ваша дорога теперь лежит в управление ГАИ города или области. Советуем приложить ко второй жалобе ксерокопии постановления, вашего первого заявления, ответа на него, заявления пассажиров, других свидетелей защиты. Неплохо обзавестись депутатским запросом, ведь защищать права избирателей — первая обязанность депутата.

Копию заявления неплохо направить в прокуратуру области. При исчислении сроков на обжалование не должен приниматься в расчёт тот день, в который вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Соблюдение установленного для подачи жалобы срока может быть подтверждено с помощью почтовой квитанции или почтового конверта со штемпелем, данных регистрационных журналов, расписок принявших жалобу лиц, иных достоверных данных.

Следует отметить, что сроки подачи жалобы заканчиваются по истечении последнего десятого дня, предоставленного для обжалования. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Что делать, если вы не уложились в десять дней? Ничего страшного. Просто к основной жалобе прилагается вторая — «Заявление о восстановлении

пропущенного срока». В нём указывается уважительные причины: болезнь, командировка. Для доказательства своей правоты Вы должны приложить копию больничного листа, командировочного удостоверения, справку сельсовета, местной администрации о пожаре, наводнении, ином стихийном бедствии.

Порой недобросовестные сотрудники милиции пытаются лишить граждан права на обжалование. Они стараются не выдать постановление о наложении административного взыскания, посылают его по почте спустя длительное время простым письмом (закон обязывает только заказным). Очень часто, выдавая постановление на личном приёме, стараются в графу «Дата выдачи» вписать день вынесения постановления. И вот что получается: постановление о наложении на Вас административного взыскания вынесено, к примеру, 5 сентября. Вы приходите в отделение 25 сентября. В графу «Дата выдачи» необходимо поставить 25 сентября, а сотрудник группы разбора или дознаватель пишет — 5 сентября. 5 плюс 10 (срок подачи жалобы) получается 15. Не успев получить постановление. Вы при такой фальсификации уже теряете право на обжалование, если бездумно распишетесь в корешке о выдаче постановления.

Всегда пишите разборчиво: «Копию постановления (решения, определения, приговора) получил 25 (двадцать пятого) сентября 1997 года». Это даст Вам возможность просить о восстановлении срока на обжалование. Получив от Вас заявление, начальник ГАИ, милиции обязан принять одно из двух решений:

1) восстановить пропущенный срок подачи жалобы,

2) отказать в восстановлении пропущенного срока.

Его отказ может быть обжалован в городское управление, областное и т. д. Этот же вопрос может рассмотреть районный суд одновременно с Вашей основной жалобой. В районный суд теперь можно обжаловать действия и решения должностных лиц, коллективных органов и общественных организаций.

Ранее подача жалобы в управление ГАИ закрывала дорогу к третьей жалобе — в суд. С принятием Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» положение изменилось. Получив отказ в управлении ГАИ, Вы можете обратиться с жалобой в районный суд. Какого района? По своему месту жительства.

Если у Вас нет времени или желания ходить по судам. Вы можете уполномочить на это родственника, адвоката, депутата, любое другое лицо, которому Вы дали доверенность.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

1. Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

2. Один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчинённости государственного органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на неё ответ.

Очень важно, что практически положен конец волоките. По новому закону, жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа, общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей. Отсутствие народных заседателей тоже не является помехой. С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть рассмотрена судьёй единолично.

Однако в противовес действующему законодательству Приказ Министра внутренних дел России N 130 от 23 марта 1993 г. в газете «Российские вести» утвердил Инструкцию по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Эта Инструкция фактически лишает граждан России конституционного права на обжалование. Пункт 7.3 Инструкции гласит, что в случаях приостановления постановления о наложении взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами водителю продлевается срок действия временного разрешения до окончания рассмотрения жалобы (протеста). В принципе, это правильно. Однако получается, что не может, подав жалобу, на срок до её рассмотрения продлить временное разрешение водитель, в отношении которого избрана другая мера наказания, например, такая часто встречаемая, как штраф.

Существенно сужает право на обжалование и пункт 2.6.11.3 Инструкции, где сказано: «Временное разрешение даёт водителю право на управление транспортными средствами в течение 30 суток после изъятия у него водительского удостоверения… В необходимых случаях срок действия временного разрешения может быть продлён до двух месяцев должностным лицом подразделения Госавтоинспекции».

А пункт 2.6.11.4 гласит: «Временное разрешение, срок действия которого истёк, является недействительным, подлежит изъятию у водителя и приобщается к административному протоколу».

Вместе с тем, как известно, срок рассмотрения жалоб и заявления составляет, как правило, один месяц. Первые 30 суток уйдут на обжалование действий инспектора. Допустим, начальник отделения не согласится с аргументами водителя или его адвоката. Подаётся жалоба начальнику городского управления. На её рассмотрение уходит второй месяц. Все… Больше продлевать временное разрешение по инструкции нельзя. Можешь обращаться к прокурору города, в ГАИ России, инспекцию по личному составу МВД РФ, но ходить будешь пешком. Ты больше не водитель. Инструкция перечеркнула все процессуальное законодательство, принципы надзора за законностью выносимых органами ГАИ постановлений. Разработчики Инструкции не допустят, чтобы граждане дошли до Верховного суда и Генерального прокурора. Ну, а если вы всё же решили дойти до Верховного суда, то рекомендуем следующую схему.

Задолго до любого конфликта с милицией возьмите чистый лист бумаги и переснимите на него (на ксероксе) лицевую и оборотную стороны водительского удостоверения. Не поленитесь сделать побольше экземпляров, в перспективе это пригодится не один раз. После того как инспектор, нарушая Закон «О залоге», изымет у вас водительское удостоверение и выдаст временное разрешение, переснимите «лицо» и «оборот» временного разрешения и разместите оттиски разрешения над оттисками водительского удостоверения.

Незаметно пролетят два месяца. Не захотят сотрудники ГАИ продлевать временное разрешение, тогда вы идите на приём в прокуратуру или суд. Сдайте жалобу на личном приёме. На втором экземпляре жалобы (заявления) просите расписаться, поставить дачу и должность ведущего приём. Далее просите сотрудника его же властью на упоминавшемся листе бумаги с ксерокопиями написать: «Временное разрешение №… серии… продлено по «…» 199… г.». Подпись прокурора или судьи. Не забудьте заверить подпись печатью прокуратуры или суда. В итоге лист бумаги будет весь испещерен прокурорскими и судебными подписями и печатями. Вряд ли у вас отнимет эту бумагу другой инспектор. Даже самому малообразованному и самоуверенному ясно, что и на него также будут жаловаться и затаскают по судам. А если всё-таки отнял — опять не беда. Достаёте очередной лист из сделанных ксерокопий и снова — в суд и прокуратуру. И так до бесконечности.

Отдельный разговор — о путевом (маршрутном) листе и документах на перевозимый груз. Эти документы необходимо иметь водителю только государственной или кооперативной машины, но не индивидуальной.

Путевой лист выдаёт водителю то учреждение, в котором он работает. Документы на перевозимый груз имеют двойственную природу. Допустим, завод везёт своим покупателям (потребителям) им же самим производимую продукцию, ну, скажем, холодильники. Следовательно, завод выписывает товарнотранспортную накладную, где указывается, сколько холодильников и куда направляются. Другой пример: кооператив по строительству садовых домиков купил на лесоскладе бревна, доски, другие пиломатериалы. Естественно, что накладную ему выдаст лесосклад. разумеется, у экспадитора и водителя будут и финансовые документы: платёжное поручение при безналичном расчёте или приходный кассовый ордер при оплате наличными. Однако предъявлять финансовые документы сотруднику милиции ваше право, но не обязанность. Здесь тоже действует всем известный принцип презумпции невиновности. Если инспектор ГАИ или иной службы считает, что доски краденые, а накладная поддельная, пусть он это докажет. А если не сумеет — пусть оплатит простой, моральный ущерб, упущенную выгоду и другие издержки. И уже совсем недопустимо требовать от водителя или представителя организации устав предприятия, свидетельство о регистрации, другие документы, связанные со статусом организации. Они к дорожному движению никакого отношения не имеют. Требуя их, сотрудники милиции превышают власть, и в таком случае всем участникам дорожного движения необходимо незамедлительно обращаться в прокуратуру.

КОГДА МОЖНО НЕ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ

Согласно пункту 3.1. Правил дорожного движения, водитель обязан иметь при себе и передавать сотруднику милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции водительское удостоверение. Однако если гражданин моет или ремонтирует машину, снимает дворники, включает или отключает охранную сигнализацию, забирает что-то из салона или совершает подобные действия, он не является водителем, ибо никаким транспортным средством он не управляет, а последнее стоит, максимум прогревается, но никак не движется.

На этом построены многие конфликты. Например, мыть машину в состоянии алкогольного опьянения действующее законодательство не запрещает, а работники милиции требуют в такой ситуации водительское удостоверение, пытаясь наказать гражданина как водителя. Подчёркиваем, в такой ситуации вы имеете право, но не обязаны предъявлять водительское удостоверение. Предположим, что вы после ужина решили поставить машину на сигнализацию или забрать пакет яблок, а в это время подошёл или подъехал наряд милиции и требует документы. У них для этого тоже припасена хитрость: «А откуда мы знаем, что вы Иванов или Петров, в техническом паспорте фотографии нет. Предъявите документ, удостоверяющий вашу личность». Что делать? Вспомнить концепцию резервного документа, это может быть и паспорт, и военный билет, и т. п. Пусть попробуют изъять. Всё равно придётся возвратить. А водительское удостоверение останется в целости и сохранности, и с утра следующего дня будет вами использовано по своему назначению.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ИЗЪЯТИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Самым важным документом, который необходимо всегда иметь при себе, является технический паспорт (талон). Это документ, подтверждающий право собственности и не подлежащие изъятию, какое бы нарушение вы ни совершили, даже аварию с самым трагическим исходом. На трассе может быть море крови и гора исковерканного металла, а технический паспорт всё равно должен остаться у собственника транспортного средства.

Водительское удостоверение пока что в нарушение Закона «О залоге» и ст. 195 Гражданского кодекса РФ подлежит изъятию на срок до уплаты штрафа. Технический же паспорт, справка-счёт, другие документы, подтверждающие право собственности, никогда, ни при каких обстоятельствах изъятию не подлежат.

Конечно, в порядке исключения любой документ может быть задержан по подозрению в подлинности и направлен на специальную криминалистическую экспертизу. Но это происходит, как правило, в рамках уголовного процесса и должно быть оформлено специальным протоколом, но никак не административным, какие постоянно составляют инспектора ГАИ.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ ЭФИР

В последнее время автолюбители, предприятия и фирмы часто оснащают свои машины радиотелефонами, рациями, другими средствами связи, которые нужно должным образом оформить и зарегистрировать. Но делают это в учреждениях Министерства связи, а не в ГАИ или ином подразделении органов внутренних дел. Это — не оружие и не автомобиль. И в технический паспорт автомобиля средства связи, в отличие от сирен и проблесковых маяков, дополнительных фар, не вносятся. Да и контроль за эфиром государство доверило Министерству связи, а не Госавтоинспекции.

Следовательно, документы на телефоны, телетайпы, радиотелефоны, радиостанции и иные средства связи могут храниться в ящике стола или сейфе учреждения. Никто не может обязать водителя, пассажира, руководителя учреждения иметь их при себе, а тем более прадьявлять сотрудникам милиции.

НА ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДОКУМЕНТ НЕ НУЖЕН

Кстати, не предусмотрена обязанность иметь при себе документы на противоугонное устройство, его установку и эксплуатацию. Поэтому, когда вас остановят и придерутся к «кастрюльке» под капотом, которую обзовут «сиреной», смело заявляйте: «Это не сирена, а противоугонное устройство. А как работает, я не покажу, чтобы не выдать секреты его функционирования и защиты от угона». Сирена, рация, любая собственность может быть изъята только по приговору или решению суда.

К сожалению, бывают случаи, когда сотрудники ГАИ, патрульно-постовой службы, а теперь и «омоновцы» буквально с корнем, «с мясом» вырывают из-под капота противоугонные устройства, а из салона — телефоны и рации. При этом они режут, рвут, перекусывают провода питания. Этим они нарушают Закон.

Во-первых, это ваша собственность и конфискована она может быть только по вступившему в законную силу приговору по уголовному делу или решению по гражданскому делу, которые, как известно, выносятся судом.

Во-вторых, они совершают сразу несколько преступлений: это — злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, умышленное уничтожение и повреждение личного имущества граждан, грабёж.

Автор/источник: О. Ионов и Э.Пудрук

Просмотров: 1060 | Добавил: And8691 | Теги: Это полезно знать | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Файлообменник

Поиск по сайту

Облако тегов

Форма входа

Информация

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Реклама

TeaserNet.com

Онлайн ТВ

Статистика
Узнай свой IP адрес
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Копилка
WM.копилка - Копилка для Вашего сайта.

Платная реклама
Реклама

Все материалы размещенные на сайте пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера. Незаконная реализация карается законами РФ: "Об авторском и смежном праве".Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения, сообщите нам и нарушение будет устранено. При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!

Copyright MyCorp © 2024